«Монтессори-педагогика от 3х до 6 лет»
Курс предназначен для подготовки специалистов - монтессори-педагогов, работающих с возрастом от 3х до 6 лет, прошедших предварительную подготовку на установочном курсе «Основы педагогической системы М. Монтессори».

Особенность курса состоит в том, что он базируется на Стандарте ММА и строится с учетом достижений отечественной дошкольной психологии и педагогики.

Подробнее о стандарте: http://projects.mma-montessori.ru/standartmma

Курс строится с учетом профессиональных компетентностей, необходимых для работы в монтессори-классе от 3х до 6 лет. В программу каждого модуля включается работа по основным направлениям деятельности монтессори-учителя:

  • Организация специально-подготовленной среды: законы построения, знание материалов зон (Упражнения практической жизни, Сенсорика, Математическое развитие, Зона языка, Зона природы и культуры)
    В курсе предусматривается большой объем работы с сопровождением – отработка материалов под наблюдением и с помощью опытного педагога-тренера.;

  • Умение организовать индивидуальную и групповую работу детей с материалом в монтессори-классе;

  • Управление классом: умение выстроить уклад жизни группы, поддерживать соблюдение правил и норм группы, научить детей конструктивному взаимодействию и умению разрешать конфликтные ситуации;

  • Метод наблюдения и ведение документации педагогом.

Ведущие курса:

Иванова Оксана, Председатель правления ММА, организатор и спикер профессиональных конференций и фестивалей монтессори-сообщества России, директор «Евразийского Центра Монтессори-Педагогики», основатель и руководитель детского клуба «Апельсин», Екатеринбург



Ковалева Екатерина, монтессори-педагог, выпускница лекторского курса ММА 2007 года, тренер «Евразийского Центра Монтессори-Педагогики», сооснователь и директор монтессори центра «Колибри», Екатеринбург



Солоненко Екатерина, психолог, автор и ведущий курсов для родителей по психологии ребенка, тренер «Евразийского Центра Монтессори-Педагогики», сооснователь детского центра «Колибри». Екатеринбург



В перерывах между модулями предусмотрено выполнение заданий.

Успешно сдавшие экзамен и выполнившие межмодульные задания получают свидетельство «Евразийского Центра Монтессори- Педагогики», также удостоверение установленного образца.

Содержание модулей
Первый модуль – 11 учебных дней ( 88 часов)

1-2 день
  • Знакомство
  • Образовательные результаты монтессори-педагогики.
  • Личностные, метапредметные, предметные результаты.
Средства достижения этих результатов (схема в дневник слушателя)
Формулируем образовательный результат как тему для исследования.

  • Дневник слушателя: какие компетенции нужны монтессори-педагогу.

  • Самоанализ
  • Типы педагогических действий

  • Подготовленная среда класса 3-6. Упражнения практической жизни.
    Значение упражнений практической жизни. Структура упражнений практической жизни.
  • Презентация как индивидуальный урок для ребенка (правила проведения презентаций).

  • Альбом с презентациями. Правила оформления презентаций. Формулировка прямых и косвенных целей.

  • Вводные упражнения УПЖ. Приложение 1

  • Разыгрывание модельных ситуаций на занятии.

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
3 день

  • Раздел УПЖ : упражнения по уходу за собой. Приложение
  • Отработка в сопровождении. Зачет
  • Режимные моменты в группе 3-6.
  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
4 день

  • Раздел УПЖ: упражнения по уходу за окружающей средой. Приложение 1
  • Отработка в сопровождении. Зачет.
  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя
5 день

  • Раздел УПЖ: упражнения по уходу за окружающей средой. Приложение 1
  • Отработка в сопровождении. Зачет.
  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
6 день

  • Психологический блок. Работа с психологом.
  • Психология развития ребенка от 3х до 6 лет. Лекция.
  • Работа с кейсами слушателей. Работа с трудностями во взаимодействии с детьми. Тренинг.
7 день

  • Приготовление пищи. Приложение 1
  • Уход за окружающей средой вне помещения. Приложение 1
  • Продуктивная деятельность в классе 3-6. Приложение 1
  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
8 день

  • Наблюдение № 1 в группе 3-6. Анализ среды. Управление средой.
  • Циклические активности в УПЖ.
  • Работа на линии.
  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
9 день

  • Наблюдение №2 в группе 3-6. Наблюдение за ребенком ( хронометраж, график концентрации), анализ актуального развития ребенка ( гипотезы слушателей о сензит. периоде, сфере интересов, особенностях ребенка), план предполагаемых действий. Участие слушателей в педагогической рефлексии действующего педагога и ассистента(ов) после занятия в классе.

  • Ведение документации: дневники, карты развития, таблицы

  • Уроки вежливости и грации. Лекция. Разыгрывание и разработка социальных уроков.

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.

10 день

  • Наблюдение №3 в группе 3-6. Наблюдение за ребенком. Тренинг взаимодействия с родителями (подготовить фото и написать комментарии для информационного письма для родителей, подготовиться к краткосрочной беседе с родителями). Анализ актуального состояния ребенка, план дальнейших действий.

  • Работа с родителями: формы работы (краткосрочные беседы, мобильные приложения, индивидуальные встречи). Предъявление образовательных результатов (лекция). Способы получения обратной связи от родителей (мозговой штурм).

11 день

  • Зачет по исследовательским темам.
  • Сдача альбома по зоне УПЖ ( рабочий вариант)
  • Межсессионное задание.
  • Рефлексия первого модуля.
Приложение 1

Упражнения практической жизни



Вводные упражнения


  1. Ходьба по классу

  2. Останавливаться у предметов

  3. Садиться и вставать

  4. Сворачивать и разворачивать коврик

    Переносить:
  • поднос

  • книгу

  • стол

  • стул

  • ножницы

  • кувшин

  • ведро

  1. Открывать и закрывать:

  • дверь

  • комод

  • коробочки

  • сосуды (пузырьки, бутылочки)

  1. Мытье рук в раковине

  2. Выжимать губку

  3. Выжимать тряпку

  4. Пересыпание ложкой

  5. Пересыпание зерен из кувшина в кувшин

  6. Переливание

  • из кувшина в кувшин

  • из кувшина в стакан

  • из кувшина в три разных стакана

  • из кувшина в три одинаковых маркированных стакана

  • из чайника в кружку

  1. Складывание салфеток

  1. Уход за окружающей средой внутри помещения

  1. Подметание

  2. Сметание пыли

  • со стола

  • с полки

  1. Вытирать пролитое со стола и подноса

  2. Мытье пола

  3. Мытье зеркала, стекол.

  4. Полирование

  • зеркала

  • дерева

  • металла

  1. Мытье стола

  2. Стирка

  3. Мытье посуды

  4. Вышивка по картону

  5. Пришивание пуговицы

  6. Глажка утюгом

  7. Складывание одежды

  8. Уход за растениями

  9. Аранжировка цветов

  10. Сервировка стола

  11. Зажигание свечи

Приготовление пищи



  1. Мытье фруктов и овощей

  2. Резка фруктов и овощей

  3. Приготовление салата

  4. Приготовление теста и выпечка

  5. Приготовление напитков

  6. Наборы для измельчения предметов (терка, ступка и пр.)



Продуктивная деятельность

  1. Разрывание бумаги

  2. Разрезание ножницами

  3. Разрезание бумаги при помощи ножа для бумаги

  4. Прокалывание отверстий в картоне шилом, шитье по картону

  5. Наклеивание

  6. Делать шнурок

  7. Плетение косички

  8. Рисование на мольберте

  9. Лепка из глины

  1. Забота о внешней среде

  1. Уборка территории от листьев, снега

  2. Уборка веранды

  3. Полив цветов и растений в огороде, цветнике.



  1. Уход за самим собой

  1. Мытье рук и ногтей

  2. Одевание жакета

  3. Вешать одежду на вешалку

  4. Причесывание

  5. Чистка одежды

  6. Чистка обуви

  7. Застегивание липучек

  8. Застегивание средних пуговиц

  9. Застегивание малых пуговиц

  10. Застегивание кнопок

  11. Застегивание молнии

  12. Застегивание крючков и петель

  13. Рамка с застежками - Ремни

  14. Завязывание банта

  15. Шнуровка 1 способ

  16. Шнуровка 2 способ

  17. Застегивание булавок

  18. Рамка с застежками – Крючок и железные пуговицы на ножке

  1. Упражнения вежливости, учтивости и социальных отношений

  1. Чистить нос (сморкаться)

  2. Приветствие и представление

  3. Предложить что-то кому-либо

  4. Делать и принимать комплименты

  5. Пригласить присесть

  6. Дать пройти

  7. Поднять что-либо упавшее

  8. Как начинать разговор или вступать в разговор

  9. Чихать, кашлять, зевать

  1. Упражнения в движении и неподвижности

  1. Хождение по линии
  2. Игра в тишину

Второй модуль – 15 учебных дней, 120 часов
1 день
  • Разбор межсессионного задания. Анализ трудностей слушателей.

  • Зона сенсорного развития. Значение. Структура зоны.

  • Материалы для развития зрительного восприятия Приложение 2
2 день
  • Материалы для развития зрительного восприятия. Приложение 2

  • Отработка в сопровождении. Зачет

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.

3 день
  • Материалы для развития зрительного восприятия. Приложение 2

  • Материалы для развития стереогностического чувства. Приложение 2

  • Отработка в сопровождении. Зачет

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
4 день
  • Материалы для развития осязания (тактильные материалы). Приложение 2

  • Отработка в сопровождении. Зачет

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
5 день
  • Материалы для развития барического чувства. Приложение 2

  • Материалы для развития слуха. Приложение 2

  • Материал для развития обоняния. Приложение 2

  • Материал для развития вкусовых ощущений. Приложение 2

  • Отработка в сопровождении. Зачет

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.

6 день
  • Материалы с множественными признаками различия («продвинутые материалы). Приложение 2

  • Отработка в сопровождении. Зачет

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.

7 день
  • Наблюдение №1 в группе 3-6. Наблюдение за ребенком (хронометраж, график концентрации), анализ актуального развития ребенка ( гипотезы слушателей о сензит. периоде, сфере интересов, особенностях ребенка), план предполагаемых действий. Участие слушателей в педагогической рефлексии действующего педагога и ассистента(ов) после занятия в классе.

  • Зачет
  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
8 день
  • Психологический блок. Работа с психологом

  • Тренинг конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в классе. Правила поведения в конфликте.
9 день
  • Математические материалы в классе 3-6. Значение. Структура математических материалов.
  • Первая группа математических материалов. Приложение 3

  • Отработка в сопровождении.
  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
10-11 день
  • Наблюдение №2 в группе 3-6. Наблюдение за ребенком (хронометраж, график концентрации), анализ актуального развития ребенка ( гипотезы слушателей о сензит. периоде, сфере интересов, особенностях ребенка), план предполагаемых действий. Участие слушателей в педагогической рефлексии действующего педагога и ассистента(ов) после занятия в классе.
  • Вторая группа математических материалов. Приложение 3

  • Отработка в сопровождении.

  • Зачет

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.

12 день
  • Третья группа математических материалов. Приложение 3

  • Отработка в сопровождении.

  • Зачет

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
13 день
  • Четвертая группа математических материалов. Приложение 3

  • Отработка в сопровождении.

  • Зачет

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
14 день
  • Пятая, шестая группы математических материалов. Приложение 3
  • Отработка в сопровождении.
  • Зачет
  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
15 день
  • Сдача альбома по второму модулю (рабочий вариант)

  • Зачет

  • Рефлексия второго модуля

  • Обсуждение межсессионного задания
Приложение 2
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
  1. Зрение

  1. Блоки-цилиндров

  2. Розовая башня

  3. Коричневая лестница

  4. Красные штанги

  5. Цветовые таблички Ящик №1

  6. Цветовые таблички Ящик № 2

  7. Цветовые таблички Ящик № 3

  8. Цветные таблички Ящик № 4

  9. Сортировка по цвету

  10. Геометрический комод

  11. Геометрический комод с карточками



Осязание (тактильные материалы)


  1. Как сделать более чувствительными подушечки пальцев

  2. Доски для ощупывания

  3. Шероховатые таблички

  4. Лоскуты из ткани

  5. Барические таблички

  6. Термические бутылочки

  7. Термические таблички

Слух

  1. Шумовые цилиндры

  2. Колокольчики
Обоняние

  1. Бутылочки с запахами
Вкус
  1. Вкусовые бутылочки (баночки)

Стереогностическое чувство
  1. Геометрические тела
  2. Наборы для сортировки для развития стереогностического чувства

  3. Стереогностический мешочек

  1. Материалы с множественными признаками различия

  1. Цветные цилиндры

  2. Биноминальный куб

  3. Триноминальный куб

  4. Деканом

  5. Конструктивные треугольники

  6. Прямоугольная коробка № 1

  7. Прямоугольная коробка № 2

  8. Треугольный ящик № 3

  9. Большой шестиугольный ящик № 4

  10. Маленький шестиугольный ящик № 5

  11. Синие конструктивные треугольники

  12. Накладные (градиентные) фигуры

Приложение 3
МАТЕМАТИКА
  1. Группа I Введение в числа от 1 до 10

  1. Числовые штанги

  2. Шероховатые цифры

  3. Числовые штанги и карточки с цифрами

  4. Ящик веретен

  5. Числа и чипсы

  6. Игра на запоминание

  1. Группа II Введение в десятичную систему

  1. Материал «Ведение количеств 1,10,100,1000»

  2. Карточки «Введение символов 1,10,100,1000»

  3. Материал для знакомства с десятичной системой

  4. Введение в десятичную систему с золотыми бусинами (золотой банк)

  5. Введение в десятичную систему с карточками

  6. Сопоставление золотых бусин и карточек

  7. Большие числа

  8. Сложение больших чисел

  9. Вычитание больших чисел

  10. Умножение больших чисел

  11. Деление больших чисел

  12. Деление на двузначные числа с бантиками

  13. Набор марок

  14. Сложение

  15. Вычитание

  16. Умножение

  17. Деление

Деление с остатком

Деление на многоразрядное число

Деление на трехразрядное число с нулем посередине

Деление на многозначное число с нулями в делимом и делителе

  1. Игра в точки



  1. Группа III Счет от 11 до 1000



  1. Комплект бусин для введения количеств 11-19

  2. Доски Сегена 1

  3. Сопоставление бусин и символов от 11 до 19

  4. Комплект бусин для введения количеств 10 - 100

  5. Доски Сегена 2

  6. Доска «Сотня» с контрольной картой

  7. Цепочка до 100

  8. Цепочка до 1000

  9. Счет с перепрыгиванием. Короткие цепочки с комплектом стрелок.



  1. Группа IV Исследование и запоминание таблиц

  1. Игра в змею на сложение

  2. Доска с полосками на сложение

  3. Комплект рабочих и контрольных карт для сложения

  4. Бланки с примерами на сложение

  5. Ящик с примерами на сложение

  6. Игра в змею на вычитание

  7. Доска с полосками для вычитания

  8. Комплект рабочих и контрольных карт для вычитания

  9. Бланки с примерами для вычитания

  10. Ящик с примерами для вычитания

  11. Умножение при помощи цветных стержней

  12. Доска для умножения

  13. Комплект рабочих и контрольных карт для умножения

  14. Бланки с примерами для умножения

  15. Ящик с примерами для умножения

  16. Доска для деления

  17. Комплект рабочих и контрольных карт для деления

  18. Бланки с примерами для деления

  19. Ящик с примерами для деления



  1. Группа V Переход к абстракции

  1. Маленькие счеты

  2. Иерархия чисел

  3. Большие счеты

  4. Большое деление с помощью пробирок

  1. Группа VI Дроби

  1. Сенсорное исследование дробей

  2. Эквивалентность

  3. Введение в запись дробей

  4. Дроби. Сложение

  5. Дроби. Вычитание

  6. Дроби. Умножение

  7. Дроби. Деление

Третий модуль – 13 дней, 104 часа
1 день
  • Обсуждение и анализ межсессионного задания, выполненного слушателями.

  • Зона языка в классе 3-6. Виды речевой деятельности и их развитие в классе 3-6.

Обзор языковой зоны.

  • Развитие устной речи. Приложение 4

  • Расширение словарного запаса. Приложение 4

2 день
  • Звуковой анализ. Индивидуальные и групповые уроки. Приложение 4

  • Письмо Приложение 4

  • Отработка в сопровождении Зачет

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
3 день
  • Чтение Приложение 4
  • Отработка в сопровождении. Зачет
  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя.
4 день
  • Основы грамматики. Приложение 4

  • Отработка в сопровождении. Зачет

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя

5 день
  • Основы грамматики. Приложение 4

  • Отработка в сопровождении. Зачет

  • Рефлексия. Работа с дневником слушателя
6 день
  • Наблюдение №1 в группе 3-6. Наблюдение за ребенком (хронометраж, график концентрации), анализ актуального развития ребенка (гипотезы слушателей о сензит. периоде, сфере интересов, особенностях ребенка), план предполагаемых действий. Участие слушателей в педагогической рефлексии действующего педагога и ассистента(ов) после занятия в классе.
  • Зачет.
  • Рефлексия.

7 день
  • Психологический блок. Работа с психологом.

  • Общение и взаимодействие с родителями. Тренинг. Разбор сложных случаев и кейсов из практики слушателей.
8 день
  • Зона природы и культуры в классе 3-6.
  • Структура зоны. Индивидуальные и групповые уроки. Планирование и проведение кругов.
  • Отработка в сопровождении.
9-10 день
  • Зона природы и культуры в классе 3-6.
  • Шершавый глобус
  • Цветной глобус
  • Формы суши и воды
  • Карты-паззлы
  • Флаги
  • Классификационные карточки
  • Введение в географию
Географические папки

Географические эксперименты

Проведение праздников в разных странах
  • Наука
  • Биология
  • История
День рождения ребенка
Часы
11 день
  • Наблюдение №2 в группе 3-6. Наблюдение за ребенком (хронометраж, график концентрации), анализ актуального развития ребенка ( гипотезы слушателей о сензит. периоде, сфере интересов, особенностях ребенка), план предполагаемых действий. Участие слушателей в педагогической рефлексии действующего педагога и ассистента(ов) после занятия в классе.
  • Зачет.
  • Рефлексия.
12-13 день
  • Подготовка к экзамену.
  • Экзамен.
Приложение 4
ЯЗЫК
Устная речь
  1. Беседа

  2. Рассказывание историй

Обогащение словарного запаса
  1. Наименование предметов среды

  2. Наименование предметов среды, которые нельзя переносить

  3. Наименование материалов из практической жизни

  4. Свойства материалов из зоны сенсорики

  5. Наименование предметов в соответствии с их назначением

  6. Классификация с помощью карточек

  7. Работа с несколькими наборами тематических карточек

Звуковой анализ
  1. Звуковые игры (звук в начале)

  2. Звуковые игры (сортировка на три позиции)

  3. Звуковые игры (твердый –мягкий)

Письменная речь
  1. Рамки-вкладыши

  2. Шершавые буквы

  3. Подвижный алфавит

  4. Письмо на доске без линий

  5. Письмо на бумаге

  6. Малый подвижный алфавит

  7. Творческое письмо

Чтение
  1. Наборы предметов для первого фонетического чтения (розовая серия)

  2. Фонетические карточки для чтения с предметами окружающей среды (розовая серия)

  3. Фонетические карточки для чтения с картинками (розовая серия)

  4. Чтение заданий (фонетическое чтение, розовая серия)

  5. Фонетические книги (розовая серия)

  6. Введение фонограмм. Наборы предметов для чтения фонограмм (зеленая серия)

  7. Карточки для чтения с предметами окружающей среды (зеленая серия)

  8. Карточки для чтения с картинками (зеленая серия)

  9. Чтение заданий (зеленая серия)

  10. Чтение книг (Зеленая серия)

  11. Наборы предметов для чтения фонограмм (голубая серия)

  12. Карточки для чтения с предметами окружающей среды (голубая серия)

  13. Карточки для чтения с картинками (голубая серия)

  14. Чтение заданий (голубая серия)

  15. Книжки для чтения (голубая серия)

  16. Чтение (белая серия)

  17. Маленькие энциклопедии



Основы грамматики

Состав слов
  1. Однокоренные слова. Выделение корня слов

  2. Морфемный конструктор (приставки, суффиксы)

  3. Сложные слова
Части речи
  1. Существительное и глагол

  2. Прилагательные

  3. Соединительные союзы

  4. Предлог

  5. Глагол.

  6. Переходные и непереходные глаголы

  7. Настоящее и прошедшее время

  8. Наречие.

  9. Грамматические коробочки



Анализ предложений
  1. Предложения Этап 1

Простые предложения Конверт № 1

Предложения с двумя подлежащими Конверт № 2

Предложения с прямым дополнением Конверт № 3

Предложения с двумя прямыми дополнениями Конверт № 4

Предложения с двумя подлежащими, двумя сказуемыми и двумя прямыми дополнениями Конверт № 5

Предложения с двумя прямыми дополнениями Конверт № 6

Предложения с 4 подлежащими, 4 сказуемыми и 4 дополнениями. Конверт № 7

Предложения. Этап 2


Предложения с прямыми дополнениями Конверт №8

Глагольные расширения (обстоятельства) Конверт № 9

Предложения с косвенным дополнением Конверт № 10

Введение понятия определений Конверт № 11

Определение, выраженное существительным Конверт № 12

Фразы для анализа предложений


Made on
Tilda